Пятница, 24.11.2017, 23:19
Приветствую Вас Гость

Конкурс пианистов Алемдара Караманова

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Известный- и надолго…

Игорь Силинг

Известный- и надолго…

(Последнее интервью с композитором Алемдаром Карамановым, 22 января 2007 г.)

 

Все началось с того, что Алемдар Караманов в конце 50- начале 60 годов прошлого века прослыл «опасным композитором». Такую репутацию он заработал отнюдь не своими блестящими авангардно-формалистическими опусами, от которых балдела продвинутая консерваторская тусовка. На самом деле, чиновники от культуры быстро поняли, что существует ересь пострашнее, чем «антинародный формализм». Во все времена самым опасным для власть предержащих был тот художник,  который талантливо и искренне выражает высокие и вечные идеи. Идеи, которые цинично и дружно опошляли культурные функционеры и обслуживающая их братия.

Итак, приговор: молчание и безвестность. Казалось- навсегда. И когда  в 1995 году Норман Лебрехт в своей статье о Караманове в лондонской Daily Telegraph  вполне убедительно обосновывал скорый конец неизвестности композитора,  в это было трудно поверить.

И вдруг музыка, сосланная чуть ли не на полвека в никуда, действительно зазвучала!

Немного статистики. За последние 8 месяцев, Караманова играли три раза в Киеве и по разу в Москве, С.-Петебурге, Краснодаре. В феврале предстоит большой концерт в Саратове и еще один - в Киеве. Если к этому добавить предстоящий VI конкурс пианистов его имени в ноябре 2007 года в Симферополе, где каждый из шестидесяти участников  из двадцати стран мира будет играть пьесы Караманова, то получается вот что: сегодня Алемдар Караманов, о котором привыкли говорить как о «великом неизвестном»,  сегодня один из самых исполняемых и популярных композиторов на постсоветском пространстве.

Я пришел поздравить его с российской премьерой «Реквиема». 19 января 2007 г. в концертном зале им. П.И. Чайковского, лучшем концертном зале Москвы, оркестр Юрия Башмета «Новая Россия» (дирижер Евгений Бушков)  вместе с капеллой им. Юрлова исполнил это выдающееся произведение крымского композитора.

 

Игорь Силинг. Алемдар Сабитович, как случилось такое половодье Вашей музыки, да еще и  в лучших концертных залах СНГ ?

Алемдар Караманов. Это необъяснимо. Я себе представлял, что карьера моя закончилась. Что уже заколочен мой гроб безвестности (Смеется- И.С.). И вдруг этот взрыв!

Это начал Александр Жигун.1 Он долго искал хоть какое-то значительное явление в украинской музыке и долго не находил. Потом однажды услышал мою маленькую Аве Марию.2 и позвонил мне. Мы, говорит, должны и будем вас играть. А что вы будете играть, спрашиваю, - вот у меня есть «Реквием», есть «Стабат Матер».. Он обрадовался и даже переспросил- настоящие «Реквием» и  «Стабат Матер»? Настоящие, смеюсь. Моя сестра3 (почти сразу же передала ему ноты. И Жигун действительно начал играть. Это был Божий перст, иначе это невозможно представить!

И.С. Но почему именно сейчас, почему через сорок лет начали вспоминать о том, что написано было так давно?

А.К. А вот этого я не могу сказать. Все божественно, все божественно… Бог мне заказал. Действительно Бог ко мне пришел, духовно конечно пришел, и заказал «Реквием». Прошло 42 года, я думал Он забыл. Но Он вспомнил о своем заказе «черного человека» и дал все это…

А безвестность мне была сделана очень хорошая. Это тогда было очень многим нужно. Да и сейчас многим менеджерам от музыки, которые стремятся ставить только Пендерецкого4, Шнитке это сейчас нужно. Но все это приелось и прошло и возникла потребность в другой музыке.

И.С. О какой безвестности Вы говорите? Я составил список дирижеров, которые Вас исполняли. Среди них звезды мирового уровня, такие как Владимир Федосеев, Антонио де Альмейда, Александр Свешников, Владимир Ашкенази и другие- я насчитал 24 дирижера! Я не знаю, у кого из современных композиторов такая же блистательная когорта исполнителей, как у  Вас. Кстати, кого из них Вы бы отметили особо?

А.К. Эдуард Гулбис. Я приехал в Москву и первым, кому я играл «Совершишася» был он. Потом он фактически первым сыграл 11 симфонию с оркестром Красноярской филармонии. И сейчас он одним из первых поздравил меня с московской премьерой «Реквиема».

И.С. Я удивился, когда прочел у Татьяны Чередниченко 5, что репутацию опасного автора, музыку которого играть не следует,  сделали не Ваши авангардистские эксперименты, а такие произведения, как, например, драматория «Ленин» и балет «Комсомолия».

А.К. Драматория Ленин, которой дали высокую оценку и Свиридов и Баласанян, получила 10 отрицательных отзывов из министерства культуры, филармоний, на радио и в других подобных учреждениях и т.д. Яснее всех выразился директор филармонии, я сейчас имени не помню, он сказал «Нам ТАКОЙ Ленин не нужен». Им не нужен был настоящий Ленин, им нужен был вот такой Ленин (напевает)- «Ленин, всегда живой….», вот такая галиматья, подмазанная картиночка, вот это- Ленин. А Ленин вот такой- (напевает главную тему из драматории Ленин), который звучал в сердце Маяковского, в моем сердце, им был не нужен.

И.С. Может быть, такой интерес к вашей музыке, написанной  еще в эпоху СССР- это интерес к той великой идее, которая лежит в основе социалистических движений современности? Ведь и христианство и коммунизм декларируют очень похожие ценности?

А.К. Идея христианства это совсем не то, что коммунистическая идея. Я вспоминаю слова Загурского Бориса Ивановича 6, человека, который поставил мой балет «Сильнее любви» в Ленинграде. Ему кто-то сказал, что христиане и большевики очень близки. На что он ответил «Я не христианин, я- большевик».

И.С. Высоко ценивший Ваше творчество Георгий Свиридов как-то заметил, что искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным….

А.К. Моя музыка- это великое духовное откровение, чего не найдешь ни у Шнитке или Пендерецкого. У них все рассудочное, и оно устарело, окаменело. Даже хорошая старая музыка, например Малер- не то. То что было раньше- это хорошо, но оно устарело и померкло и окАменелось (так сказал Караманов-И.С.)и стало эдакой религией египетских пирамид. А в моей музыке жизнь, не только жизнь религиозная, любая жизнь, причем она не угасает, а все время разрастается, разрастается. И интерес к ней будет нарастать.

И.С. Есть такой термин «раскрутка». Это когда берется некая, даже  вполне заурядная  фигура, и превращается в объект всеобщего поклонения со всеми вытекающими отсюда коммерческими результатами.  Может быть, Вашу музыку плохо «раскручивают»?

А.К. На западе фактически вменяют слушать определенную музыку. Получаются, что все обязаны слушать то, что «назначили» менеджеры.  Горецкий7   выпустил симфонию, взял за пластинку 3 миллиона долларов, все ее должны были слушать. Но после первого прослушивания его не стало и в помине. Для людей он перестал существовать, как композитор. У нас никто не вменяет слушать музыку, происходит естественный процесс  поворота  к настоящей музыке. Наши люди выше в духовном отношении, чем западные поклонники папства. Запад развратился страшно, там думают о материальном богатстве, а не о  чистоте духовной. Сколько бы ни били и убивали Россию, ее великую, огромную культуру, все-таки она начинает снова всплывать и захватывать умы людей. Люди начинают понимать, что одними материальными устремлениями невозможно жить. Они начинают понимать, что есть что-то другое, настолько важное, что без него мы пропадем.

… О чем я мечтаю? Я хочу, чтобы «Совершишася» прозвучал в Крыму, может быть даже в Херсонесе. Отсюда ведь пошло православие по всей Руси…

 

Я включил  видеозапись московской премьеры «Реквиема»…

Вот прозвучал последний аккорд, а  огромный, сказочно красивый концертный зал им. П. Чайковского никак  не хочет отпускать исполнителей- дирижера Евгения Бушкова, солистов Ирину Васильеву, Надежду Сердюк, Олега Ромашина и Павла Стругалева, хористов прославленной капеллы Юрлова. На глазах многих зрителей слезы, слышны многочисленные крики «браво». Все это неистовство в зале будет длиться еще минут 20….

Я посмотрел на Караманова  и понял, что все, что не музыка, ему не интересно и выключил запись оваций.

 

Прмечания

1.      Александр Иванович Жигун, художественный руководитель киевской капеллы «Почайна»

2.      ve Maria”- небольшое произведение для фортепиано, написанное в 1992 году,, стало широко известным благодаря конкурсу молодых пианистов Алемдара Караманова, который проходит в Симферополе с 1996 года

3.      Севиль Сабитовна Крылатова, сестра композитора, хранитель всех его рукописей

4.      Кшиштоф Пендерецкий (р. 1933) - современный польский композитор

5.      Татьяна Чередниченко, музыковед, доктор искусствоведения (1955-2003)

6.      Загурский Борис Иванович(1901-1968), в 1951-61 директор Ленинградского Малого оперного театра. 

7.      Энрик Миколай Горецки, - польский композитор (род. 1933), пишущий на религиозные темы

Категория: Мои статьи | Добавил: karamanov (08.04.2009)
Просмотров: 2400 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
1  
You've hit the ball out the park! Inceridble!

Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каталога
Мои статьи [10]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017 | Сделать бесплатный сайт с uCoz