Воскресенье, 01.12.2024, 05:31
Приветствую Вас Гость

Конкурс пианистов Алемдара Караманова

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Остановленные мгновения
      13 ноября 2006 года на сцене киевского дворца «Украина» состоялась премьера симфонического цикла Алемдара Караманова «Совершишася».  Зал начал заполняться задолго до начала. До начала концерта оставались считанные минуты. Вот за кулисы вносят огромную корзину с цветами от Президента Украины. Официальный представитель, которому было поручено вручить эту корзину родственникам композитора,  предложил  провести церемонию не в конце, а сразу же после первого отделения. Опытный чиновник знал, что концерты симфонической музыки в наше время мало кто высиживает до конца, а обращаться с приветствием от Президента к спинам покидающих зал как-то не удобно. Но главный дирижер премьеры А.И. Жигун категорически отказался вклинивать казенную процедуру в живое тело симфонии и твердо сказал: "Будем вручать после концерта. Вот увидите, никто из зала и не подумает уходить, музыка их не отпустит!". Он оказался прав. Два с половиной часа исполнения "Совершишася" пролетели незаметно. Когда гигантский  14-звучный финальный аккорд , мерцая  и переливаясь, шелестя и вибрируя,  растворился в бесконечности, 4 тысячи слушателей встали.  Оглянувшись, я увидел просветленные лица, счастливые улыбки, слезы радости аплодирующих людей. Овация длилась почти полчаса. Как и предсказывал Жигун, никто и не думал расходиться.  В гардеробе я спрашивал знакомых и  незнакомых людей: сколько по их мнению длилось исполнение  симфонии. Все они назвали разные числа, но все без исключения занизили ее продолжительность. Разница с фактической составила от 10 минут до получаса.
      В июне 2008 года в Саратове [i1] состоялась российская премьера «Совершишася». Вот как говорит о саратовской премьере Народный артист России Юрий Кочнев: «Начав работать над сочинением Караманова, я очень быстро почувствовал магию этой музыки, которая захватила и всех музыкантов. Мы работали самозабвенно, чтобы воплотить этот грандиозный замысел. … И мы видели реакцию зала: как эта музыка захватила всех, при том, что это чрезвычайно сложное сочинение, как люди уходили после концерта с "перевернутой душой".
      Нескольким группам людей разного возраста, после прослушивания 8 части симфонии «Его здесь нет, он воскрес» предложили  пройти тест «Индивидуальная минута». Участники должны были мысленно, не сверяясь с часами,  отсчитать 60 секунд. У большинства продолжительность их индивидуальной минуты была на 25-30 % больше фактической. В таких случаях говорят, что их собственное время замедлилось.  Это позволяет сделать вывод, что воздействие музыки Караманова в целом, и отдельных его произведений в частности, обладает ярко выраженным темпоральным эффектом. Это значит, что собственное время тех, кто слушает музыку Алемдара замедляется. Это бывает с каждым человеком в минуты большого эмоционального подъема, полной, заинтересованной  включенности в происходящее, вообще всегда, когда переживаемые тобой мгновения хочется остановить.  
Музыка способна на все[i2]
Известно, что музыка способна вносить существенные коррективы в наше мировосприятие, изменять наше настроение, побуждать к порой неожиданным поступкам. Причем,  диапазон этих изменений включает как  высочайший духовный  взлет,  так и падение до самых низменных инстинктов.  Мало кто способен противостоять  власти музыки. Даже такой человек как В.И. Ленин, однажды заметил: "часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей...»
Но музыка способна оказывать не только благотворное влияние.  В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, оказалось через три часа «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Однажды в в центре обыкновенной молодежной дискотеки поставили аквариум. Через час рок-обработки с одновременным миганием света, рыба в нем сдохла и всплыла на поверхность.  И эти разрушительные свойства используются сознательно. Вот что говорит  Джимми Хендрикс, американский гитарист, певец и композитор., «классик» психоделического рока, блюз-рока, ритм-энд-блюза,  «С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до примитивного уровня, и там, находя их самое слабое место, ты можешь им вбить в голову все, что угодно» (из интервью журналу «Лайф»).
Но музыка Карманова способна пробуждать в человеке только человеческое, поддерживать его в изнурительной борьбе с серостью и трагизмом обыденной жизни.
Категория: Мои статьи | Добавил: karamanov (28.02.2009)
Просмотров: 1661 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каталога
Мои статьи [10]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz